Уполномоченный по правам человека в Орловской области

19 июня 2013 года в Малом зале администрации области под председательством Уполномоченного по правам человека в Орловской области А.А. Лабейкина состоялось расширенное заседание Экспертно-консультативного совета, в котором приняли участие члены Экспертно — консультативного Совета при Уполномоченном по правам человека в Орловской области и общественные представители Уполномоченного в муниципальных образованиях, представители органов государственной и муниципальной власти, правоохранительных структур, общественных объединений, ВУЗов и СМИ.

На заседание Экспертно-консультативного совета при Уполномоченном по правам человека в Орловской области выносился очень важный аспект деятельности всех государственных и общественных структур общества, актуальных и для нашего региона. Становление в стране гражданского общества и правового государства неразрывно связано с необходимостью повышения правовой культуры и развития правосознания населения. Это выдвигает в число приоритетов решение важнейшей задачи — формирование в России единого правового информационного пространства, обеспечивающего доступность правовых знаний для всех структур общества и каждого человека в отдельности.

В целях создания единой системы распространения правовых знаний среди населения, обеспечения информационной открытости органов исполнительной власти, содействия проведению административной реформы в нашем регионе была принята и реализована областная целевая программа «Повышение правовой культуры населения Орловской области на 2007 — 2009 годы». Важнейшими задачами программы являлись: создание системы правового просвещения всех социальных, профессиональных, возрастных групп и слоев населения, учитывающей интересы всех граждан, проживающих на территории Орловской области; повышение правовой культуры населения, ориентированной на формирование интереса граждан к политико-правовой жизни общества.

Ответственным исполнителем Программы по результатам проведенного конкурса на основании Государственного контракта, заключенного с Аппаратом Губернатора и Правительства области стала библиотека им. И.А.Бунина. Программа под патронажем Координационного совета при Губернаторе области по правовому просвещению, при поддержке правового управления аппарата Губернатора и Правительства области и областного управления культуры и архивного дела, во взаимодействии с некоммерческой организацией «Фонд «Правовая Реформа», Орловским институтом усовершенствования учителей, Центром специальной связи и информации ФСО России в Орловской области, Орловским представительством общероссийской сети распространения правовой информации Консультант Плюс, Орловской областной общественной организацией «Историко-юридический клуб», редакцией областной газеты «Орловская правда» и многими другими заинтересованными лицами была успешно реализована. Общий объем финансирования составил 2 млн.400 тыс. рублей. В рамках программной деятельности Фондом «Правовая реформа», областной общественной организацией «Историко-юридический клуб», социальным факультетом Орловского государственного университета проведено социологическое исследование, участниками которого стали 1000 респондентов из городов Орел, Мценск, Ливны и Орловского района. Результаты исследования с оценкой уровня правовых знаний населения области представлены в правовое управление. При участии Санкт-Петербургского госуниверситета и Фонда «Правовая реформа» в регионе получил прописку механизм досудебного урегулирования конфликтов.

Областная программа завершилась уже 4 года назад, однако следует отметить, что, несмотря на прекращение деятельности Координационного совета по правовому просвещению населения области, работа в этом направлении различными ведомствами, социальными структурами и общественными организациями продолжается (прим). Среди них: органы прокуратуры, адвокатская палата, учреждения системы высшего и среднего профессионального образования, школы, библиотеки, учреждения социального обслуживания, СМИ, общественные объединения такие как: Общественная палата Орловской области, Орловское региональное отделение Ассоциации юристов России, общество охраны потребителей, Союз женщин Орловской области, общество «Знание», «Парк «Преображение», детский фонд «Милосердие», «Историко-юридический клуб» и др. Каждый из них занимает свою нишу в формировании правовой культуры населения в соответствии со своими уставными задачами и функциями. В этой работе можно выделить несколько направлений:

  1. Развитие нормативной базы правового просвещения в области;
  2. Предоставление доступа к правовой информации через сеть публичных центров правовой информации;
  3. Консультационная помощь различным группам граждан и, в первую очередь, социально-незащищенным слоям населения;
  4. Правовое просвещение населения, в т.ч. через организацию крупномасштабных акций, конкурсов, олимпиад и др.;
  5. Образовательная, воспитательная и научная деятельность в области права;
  6. Информационная поддержка деятельности по правовому просвещению населения и формированию правовой культуры с использованием различных коммуникационных каналов.
  7. 1. Развитие нормативной базы правового просвещения в области

    Нормативно-правовое обеспечение организации правового просвещения и гражданского образования в Орловской области определяют федеральные и региональные нормативные акты.

    2. Предоставление доступа к правовой информации через сеть публичных центров правовой информации

    Предоставление доступа к правовой информации через сеть публичных центров правовой информации является важной составляющей системы правового просвещения населения области. Центры успешно функционируют на базе общедоступных библиотек потому, что библиотеки охватывают всю территорию региона, являются общедоступными учреждениями, бесплатно осуществляющими информационное обслуживание всех категорий пользователей; обладают наиболее полным универсальным документным фондом на различных носителях; имеют научно-организованный справочно-поисковый аппарат; располагают подготовленными кадрами, владеющими методами поиска информации в различных информационно-поисковых системах.

    В настоящее время в области функционирует сеть, состоящая из 45 центров правовой информации, в т. ч. — 2 на базе областных библиотек, 27 на базе районных и городских муниципальных библиотек, 16 на базе сельских библиотек (1 в Покровском, 4 в Ливенском, 11 в Орловском районах). Информационными ресурсами центров в муниципальных библиотеках являются как традиционные источники информации на бумажных носителях, так и электронные: информационно-правовые системы Центра специальной связи и информации ФСО России («Законодательство России» и «Официальные и периодические издания правовой информации»), КонсультантПлюс («Версия Проф: Законодательство»).

    Ежегодно по обращениям граждан центрами правовой информации выполняется около 13 тыс. справок правовой и социально-значимой тематики. Подавляющее большинство запросов реализуется в электронном режиме (91,4 %).

    3. Консультационная помощь различным группам граждан и, в первую очередь, социально-незащищенным слоям населения

    Консультационную помощь различным группам населения оказывают профессиональные юристы, работающие в органах прокуратуры, адвокатской палате, общественных организациях, ведущие специалисты органов областной и муниципальной власти и др.

    4. Правовое просвещение населения, в т.ч. через организацию крупномасштабных акций, конкурсов, олимпиад

    Тесное сотрудничество в сфере правового просвещения граждан осуществляется Правительством Орловской области, Общественной палатой Орловской области, региональным отделением ассоциации юристов РФ, общественными Советами при УВД и СУ СК РФ по Орловской области, Нотариальной палатой Орловской области и другими ведомствами и общественными организациями.

    5. Образовательная, воспитательная и научная деятельность в области права

    Большая работа по правовому просвещению и гражданскому образованию проводится в образовательных учреждениях региона. Формирование правовой компетентности обучаемых оценивается органами управления образованием Орловской области как ведущее направление в обучении и воспитании учащихся и рассматривается как комплексная характеристика, интегрирующая как правовые знания, навыки, способности, ценностные установки, так и приобретение личного опыта деятельности, необходимого каждому в повседневной жизни.

    В регионе определена общая стратегия развития правового просвещения, направленная на все ступени обучения. Правовое образование реализуется через образовательные программы учебных предметов и элективных учебных предметов и курсов, использование возможностей межпредметного подхода, различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы (классные и библиотечные часы и т. д.).

    6. Информационная поддержка деятельности по правовому просвещению населения и формированию правовой культуры с использованием различных коммуникационных каналов

    Важное место в правовом просвещении и формировании правовой культуры занимают коммуникационные каналы. Среди них особо значимым является Портал Орловской области — публичный информационный центр, на котором собрана информация об основных событиях политической, экономической, социальной и культурной жизни области.

    Средства массовой информации, регулярно в доступной форме разъясняют населению различные правовые вопросы. Например, в течение 2012 года в региональных СМИ только по проблемам «права человека» и «защита прав детей» отражено 125 материалов.

    Анализ справок, подготовленных ведомствами, мониторинг СМИ, изучение деятельности по формированию правовой культуры населения в 4 муниципальных образованиях области свидетельствует о том, что данное направление находится в центре внимания органов юстиции, учреждений культурно-образовательной сферы и общественных объединений.

    Но вместе с тем в этой работе имеются проблемы, решение которых может значительно повысить уровень правовой культуры населения области.

    1. Прекращена деятельность Координационного совета при Губернаторе области по правовому просвещению населения (Указ Губернатора Орловской области от 25.09.2012 N 393 «О признании утратившими силу некоторых правовых актов Орловской области»), что не позволяет в полной мере осуществлять взаимодействие всех заинтересованных социальных институтов;
    2. В течение четырех лет отсутствует долгосрочная областная целевая программа по правовому просвещению населения области. Это приводит к отсутствию финансирования важнейших направлений деятельности по формированию правовой культуры;
    3. После завершения программы перестал поддерживаться сайт «Правое просвещение в Орловской области»;
    4. Устарело компьютерное оборудование большинства центров правовой информации, что сказывается на доступности и оперативности предоставления населению юридической и социально-значимой информации;
    5. В связи с оптимизацией в отдельных муниципальных библиотеках под сокращение попадают сотрудники, которые обеспечивают работу центров правовой информации. Таким образом, из-за отсутствия подготовленных кадров снижаются возможности предоставления равного доступа к правовой информации всем гражданам;
    6. В ряде районов области отсутствуют помещения консультационных пунктов для оказания бесплатной юридической помощи.

    Для решения выше названных вопросов необходимо прежде всего выйти к Губернатору области с предложением по подготовке Программы правового просвещения населения Орловской области на период 2014-2018 годы.

    Указом Губернатора Орловской области от 25.09.2012 г. № 393 «О признании утратившими силу некоторых правовых актов Орловской области» утратило силу распоряжение Губернатора Орловской области от 16 июня 2005 г. № 62-р «О Координационном совете по правовому просвещению населения области».