Уполномоченный по правам человека в Орловской области

Уполномоченный принял участие в Межрегиональной конференции в г. Москве

28-29 сентября текущего года Уполномоченный по правам человека в Орловской области Александр Лабейкин принял участие в Межрегиональной конференции «Достоинство личности и эффективные средства правовой защиты в условиях заключения».

В работе Конференции приняли участи представители Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, депутаты Московской городской Думы, Уполномоченные по правам человека из ряда субъектов Российской Федерации, члены Правительства Москвы, представители Общественных палат и Общественных наблюдательных комиссий из Москвы и ряда регионов России, правозащитники, юристы, представители религиозных конфессий и СМИ.

В рамках Конференции были проведены пленарное и выездные заседания.

Участники Конференции ознакомились с деятельностью ФКУ «Следственный изолятор №2 УФСИН России по г. Москве», ФКУЗ «Медико-санитарная часть №77 ФСИН России», ФКУ «Следственный изолятор № 5 УФСИН России по г. Москве», ФКУ «Следственный изолятор №6 УФСИН России по г. Москве», а также посетили исторические места города Москвы, связанные с историей развития правозащитной деятельности – Храм Покрова Пресвятой Богородицы и Центральный музей МВД России.

В ходе её работы участники обсудили комплекс вопросов, связанных с состоянием отечественной пенитенциарной системы, возможностями защиты прав человека и достоинства граждан в местах принудительного содержания, а также практикой реализации соответствующих разделов Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 10.06.2008 №76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» и других нормативных актов.

В докладах и выступлениях участники конференции констатировали, что в последние годы в Российской Федерации заметна тенденция к преобразованию уголовно-исполнительной системы, ее гуманизации, ориентации на защиту прав осужденных граждан. Благодаря реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года российская пенитенциарная сфера становится более современной и соответствующей требованиям международных стандартов обращения с заключенными. Постепенно становится более гибким и уголовное законодательство, ряд статей Уголовного кодекса РФ декриминализуется, чаще применяются виды наказаний, не связанные с изоляцией осужденного от общества. Показала свою эффективность система контроля за состоянием дел в местах лишения свободы со стороны различных государственных и общественных организаций.

В целом конструктивный характер носит взаимодействие правозащитных институтов и организаций с большинством учреждений уголовно-исполнительной системы, Общественным советом при ФСИН России и другими постоянно действующими совещательно-консультативными органами при территориальных органах ФСИН России.

Однако, по-прежнему время от времени происходят случаи нарушений прав человека в местах принудительного содержания. Вмешательство Уполномоченных по правам человека, Общественных наблюдательных комиссий, правозащитных общественных организаций помогает восстанавливать законность, но определенная раскоординированность этих институтов, а также встречающееся порой непонимание со стороны представителей уголовно-исполнительной системы на местах не позволяет сказать, что система защиты прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных в Российской Федерации окончательно сформирована и является действенной и эффективной.

Очевидно, что без создания действенной системы правовой защиты в стенах специальных учреждений, предназначенных для принудительного содержания, невозможна будущая ресоциализация граждан, отбывших наказание. В результате бывшие заключенные и осужденные зачастую оказываются неспособны к полноценному возврату в социум, что влечет за собой повышение уровня рецидивной преступности.

В условиях восприятия пенитенциарного сообщества как составной части гражданского общества сегодня необходима совместная работа представителей ФСИН России с Уполномоченными по правам человека, Общественными палатами, Общественными наблюдательными комиссиями, независимыми юристами и правозащитниками.

Реалии нынешнего экономического состояния нашей страны не позволяют в полной мере реализовывать право заключенных на труд и достойную его оплату. Это затрудняет как последующую ресоциализацию лиц, отбывших наказание, так и выплату осужденными нанесенного ими ущерба государству, организациям и гражданам.

Серьезный комплекс проблем связан с отбыванием заключения тяжелобольными гражданами. Уполномоченные по правам человека неоднократно устанавливали факты переполнения лечебных отделений исправительных учреждений, а также факты совместного содержания в одной палате осужденных, относящихся к различным категориям (впервые и повторно отбывающие наказание, осужденные из колоний особого и общего режимов), в то время как раздельное содержание не только является требованием закона, но также предупреждает новые правонарушения среди заключенных.

Недостаточное количество специалистов медицинского профиля приводит к случаям несвоевременного оказания медицинской помощи, о чем часто сообщают в своих жалобах заключенные.

Вместе с тем вызывают тревогу ситуации, когда обвиняемого, страдающего активной формой туберкулеза, размещают вместе с другими лицами, не имеющими данного заболевания.

Кроме того, по мнению участников Конференции, создание улучшенных условий содержания инвалидам и лицам, не способным или ограниченно способным обслуживать себя самостоятельно, является важной составляющей деятельности уголовно-исполнительной системы. В связи с чем, руководству учреждений ФСИН России необходимо усилить работу в этом направлении.

Отмечена проблема конвоирования осужденных инвалидов-колясочников в специальных вагонах, которое не обеспечивается в соответствии с требованиями Конвенции о правах инвалидов и Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В специальных вагонах не предусмотрены условия для размещения инвалидов в креслах-колясках, при этом передвижение осужденных инвалидов-колясочников в специальных вагонах осуществляется только при помощи сопровождающих лиц караула.

Наряду с иными проблемами имеется необходимость в проведении ремонтных работ в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Заботой о здоровье подозреваемых и обвиняемых продиктовано требование о возможном размещении курящих отдельно от некурящих. Законодательными и исполнительными органами много делается для того, чтобы оградить граждан от воздействия окружающего табачного дыма, поскольку каждый имеет право на благоприятную среду. Соблюдение этого права важно также для некурящих подозреваемых и обвиняемых, тем более для лиц пожилого возраста и имеющих заболевания.

Конечно, в условиях принудительного содержания невозможно запретить курение, поскольку многие тяжело переживают такой запрет. Но с другой стороны, постоянное нахождение в накуренных местах для людей, которые не курят, с учетом перенаселения изоляторов, приносит существенный вред здоровью. Поэтому руководителям администраций мест принудительного содержания необходимо как можно чаще изыскивать возможность раздельно помещать в камерах курящих и некурящих.

Особое внимание уделяется условиям содержания беременных женщин, женщин с детьми и несовершеннолетних. При этом не может не вызывать тревоги немалое количество несовершеннолетних, уголовное преследование которых связано с незаконным оборотом наркотических средств. Поэтому особое значение играют мероприятия по профилактике наркомании в образовательных учреждениях. Необходимо повышение качества организации профилактической работы в данной сфере.

Еще одним проблемным вопросом является реализация права заключенных на защиту.

Участники конференции отмечали актуальность углубленной совместной работы всех заинтересованных сторон по защите прав на свободу совести и свободу вероисповедания лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также прав осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Это особенно необходимо в целях профилактики религиозного экстремизма, развития системы социальной помощи (в том числе адресной) лицам, находящимся в местах принудительного содержания.

По мнению участников конференции, комплексное решение вышеуказанных проблем возможно путем совместных усилий органов государственной власти и местного самоуправления, Уполномоченных по правам человека, Общественных палат, а также гражданского общества в лице Общественных наблюдательных комиссий и правозащитных НКО.