Уполномоченный по правам человека в Орловской области

5 июня т.г. в г. Калуге Уполномоченный по правам человека в Орловской области А. Лабейкин принял участие в межрегиональной научно-практической конференции «Конституционное право граждан на жилище: актуальные проблемы и пути их решения» и расширенном заседании Координационного Совета уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, входящих в Центральный Федеральный округ, по этой же теме.

Цель конференции заключалась в обобщении, систематизации и распространении передового опыта защиты жилищных прав граждан. >

В ходе конференции решались следующие задачи:

— обмен региональными практиками правозащитной деятельности, совершенствования форм и способов защиты жилищных прав граждан;

— расширение сотрудничества региональных омбудсманов, государственных и общественных структур в вопросах обеспечения соблюдения жилищных прав граждан.

— разработка практических рекомендаций по совершенствованию системы защиты жилищных прав граждан.

Гостями и участниками научно-практической конференции стали омбудсманы и их представители из 15 областей. Всего в конференции приняли участие более 50 человек.

На конференции была представлена практика защиты жилищных прав граждан при содействии институтов уполномоченного по правам человека в Центральном Федеральном округе. Опыт работы в данном направлении представили гости из Брянской, Московской областей, Смоленской, Тверской, Ярославской областей, а также Уполномоченный в Калужской области.

Участники научно-практической конференции, проанализировав и обсудив в рамках проведенных мероприятий сложившуюся в регионах ситуацию в сфере соблюдения и защиты жилищных прав граждан, пришли к выводу, что несмотря на то, что жилищная сфера — одна из социальных основ реализации конституционных прав граждан, жалобы на нарушения жилищных прав граждан доминируют среди всех жалоб, поступающих в адрес уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации на протяжении последних 10 лет.

К сожалению, можно констатировать, что многие из них являются системными, многолетними и не решаемыми в полной мере на региональных и муниципальных уровнях.

Так, системный характер на территории всей Российской Федерации носят нарушения прав граждан со стороны органов местного самоуправления на незамедлительное получение жилых помещений по договорам социального найма вне очереди.

Главной причиной, по которой данная проблема не может быть успешно разрешена до настоящего времени — отсутствие у муниципальных образований необходимых финансовых ресурсов.

Для решения проблемы жилищного обеспечения внеочередников необходима финансовая помощь федерального и регионального бюджетов.

Участники конференции полагают, что необходимо рассмотреть вопрос о решении проблемы жилищного обеспечения внеочередников программно-целевым методом с привлечением и консолидацией финансовых ресурсов местного, областного и федерального уровня.

Из-за нехватки финансовых средств тормозится решение вопроса переселения граждан из аварийного жилья.

Объемы средств, выделяемых бюджетами всех уровней, не позволяют в полной мере решить вопрос своевременного обеспечения детей-сирот жильем. Можно говорить о том, что данные нарушения также приобретают системный характер. Возникают вопросы и к качеству жилья, строящегося для детей-сирот.

Из-за нехватки финансовых средств, отсутствия в муниципальных образованиях жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, граждане не могут реализовать имеющееся у них право на предоставление жилья.

Также нередко имеют место нарушения прав граждан и действующего законодательства при владении и пользовании общим имуществом в многоквартирных домах, при использовании нежилых помещений на первых этажах многоквартирных домов для размещения и работы магазинов и предприятий общественного питания, при строительстве зданий и сооружений рядом с многоквартирными домами.

Представленные на конференции доклады и практические примеры защиты жилищных прав граждан убедительно доказывают необходимость создания прочной основы для реализации конституционного права граждан на жилище, для создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий получения жилища нуждающимися гражданами.

Принимая во внимание изложенное, в целях недопущения нарушений прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в жилищной сфере, Участники конференции, Координационный Совет уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, входящих в Центральный Федеральный округ, РЕШИЛИ:

I. Рекомендовать Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации рассмотреть возможность и целесообразность:

1. Направления в Государственную Думу (Совет Федерации) Федерального Собрания Российской Федерации следующих предложений:

1.1. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в федеральное законодательство в части закрепления обязанности субъекта РФ обеспечивать жилыми помещениями инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

1.2. Рассмотреть вопрос об установлении в статье 32 Жилищного кодекса РФ определенного временного, а не «разумного» срока для сноса дома или его реконструкции для собственников жилья.

1.3. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в ст.7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части привлечения лиц к административной ответственности по факту самовольной перепланировки и (или) переустройства не только жилых, но и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также увеличения размера административного штрафа на граждан за самовольное переустройство и (или) перепланировку помещений в многоквартирном доме;

1.4. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части увеличения размера административного штрафа на граждан за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.

2. Направления рекомендаций Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации:

2.1. Рассмотреть вопрос об увеличении объема финансирования из федерального бюджета на предоставление жилищных сертификатов гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

2.2. Рассмотреть вопрос о предоставлении дополнительного субсидирования организаций строительного комплекса, участвующих в мероприятиях, направленных на восстановление нарушенных прав участников долевого строительства из средств федерального бюджета (например, на компенсацию затрат застройщика на подключение к инженерным сетям; на выдачу беспроцентного кредита на строительство и т.п.).

3. Обсуждения вопросов своевременного обеспечения жильем внеочередников, исполнения решений судов о предоставлении жилья внеочередникам и путей решения названных вопросов, выработки конкретных мер, направленных на решение указанных вопросов на Координационном Совете уполномоченных по правам человека в Российской Федерации.

II. Направить уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации следующие рекомендации:

1. Систематически проводить мониторинг реализации жилищных прав граждан, по результатам которого вносить соответствующие предложения.

2. При подготовке ежегодных докладов по итогам деятельности за 2019 год особое внимание уделять вопросам защиты жилищных прав граждан, рассмотреть вопрос о подготовке специальных докладов по данной тематике.

3. Освещать в средствах массовой информации и на телевидении значимые проблемы обеспечения жилищных прав граждан на территории Российской Федерации.