Уполномоченный по правам человека в Орловской области

Уважаемые Андрей Евгеньевич, Леонид Семёнович, уважаемые депутаты!

Прошедший 2018 год в сфере прав человека был отмечен двумя крупными датами — 70-летием Всеобщей декларации прав человека и 25- летием Конституции Российской Федерации.

И Декларация и Конституция подчёркивают важность и ценность достоинства человека. Его права и свободы красной линией проходят в них.

Права человека волнуют и заботят каждого из нас. И если они нарушены, люди не довольны не только теми, кто их нарушил, но и властями города, области, страны — это аксиома.

Итак, содержательный отчет Губернатора, подробная информация председателя областного Совета на мартовской сессии, ранее представленный мною ежегодный доклад руководству области, всем фракциям и комитетам областного Совета дают обстоятельную картину и компетенции государственных органов области, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод жителей региона. Поэтому позволю себе остановиться лишь на некоторых вопросах.

В прошлом году к Уполномоченному обратилось 1149 человек. Это — на 100 меньше, чем в 2017-ом. Чаще всего — это лица, так называемой, слабозащищённой категории: пенсионеры, ветераны, инвалиды, дети-сироты, граждане, отбывающие наказание в исправительных учреждениях, мигранты.

По вопросам ЖКХ обратилось 24 % от общего числа; социальной защиты—22%; здравоохранения — 15 %; пенсионным вопросам — 5 %; по вопросам труда и его справедливой оплаты 3 %; жалобы на решения судов — 4 %; миграционные вопросы — 3 %; вопросы ведения УФСИН — 5 %; земельные — 4 %; правоохранительные органы — 6 %; благоприятная среда −2 %; бесплатная юридическая помощь — 4 %; обманутые дольщики −2 %.

Более половины обращений поступило из г. Орла. Более 25 % решены положительно.

Уполномоченным оказывалась помощь в трудоустройстве, выплате заработной платы и социальных выплат, оказании медицинской помощи, устройстве в дома-интернаты, перерасчете платы за коммунальные платежи, возобновлении работы автобусных маршрутов, получении архивных справок и сведений, в том числе из стран Ближнего Зарубежья, переселении граждан из ветхого и аварийного жилья, обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, установлении статуса, для лиц, пребывающих на территорию РФ из других государств, получении мест в дошкольных образовательных организациях, обеспечении санаторно-курортным лечением, оказании материальной помощи. Этот перечень можно продолжить.

Неизменно много жалоб поступает на несправедливость, и незаконность, по мнению заявителей, судебных решений по гражданским делам и приговоров по уголовным.

Как известно, критерии и порядок оценки права на судебную защиту, его соблюдения строго регламентированы процессуальным законом, и только суд соответствующей инстанции вправе их давать. Тем не менее, в адрес Уполномоченного постоянно поступают жалобы о нарушении данного права. В первую очередь по жалобам такого рода проводится консультативно-разъяснительная работа. Во всех случаях разъясняется право на обжалование состоявшегося судебного акта.

Есть еще одна проблема — исполнение судебных решений, без этого теряет смысл предыдущая цепочка. Граждане жалуются на бездействие судебных приставов — исполнителей по своевременному и правильному исполнению требований исполнительного документа.

А последнее время — одна из острых проблем — арест и списание денежных средств со счетов, на которые поступает заработная плата и социальные выплаты — пособия, компенсации, алименты и т.д.

Банку неизвестны ни цели открытия счета, ни назначение поступающих на него платежей. Судебный пристав изначально не обладает такой информацией. Поэтому при выявлении любого счета должника судебный пристав обязан вынести постановление о его аресте, а банк обязан исполнить его. Мы разрешаем эти коллизии в рамках взаимодействия со службой судебных приставов. Однако, не всегда это происходит оперативно.

Как и в прошлые годы, к Уполномоченному поступают жалобы, касающиеся объективности, полноты и сроков предварительного расследования. Заявители указывают на допускаемые дознавателями и следователями субъективизм, предвзятость или односторонность при расследовании уголовного дела, неполноту выяснения обстоятельств, подлежащих доказыванию, чрезмерно длительные сроки предварительного расследования.

Нередко следователи и дознаватели отказывают в предоставлении обвиняемым, длительное время содержащимся под стражей, свиданий с близкими родственниками, не дают разрешения на телефонные переговоры с ними, как правило, ссылаясь на тайну следствия. Испытывая в связи с этим огромные нравственные страдания, обвиняемые бывают готовы к самооговору, а то и к суициду. Тревожными остаются вопросы обоснованности привлечения к уголовной ответственности, жалобы на необоснованность избрания и продления меры пресечения в виде заключения под стражу.

Возникает вопрос, почему в следственном изоляторе города Орла на начало этого месяца из 29 содержащихся там человек 6 находятся более года (по трем понятно — они ожидают экстрадиции или выдачи другому государству, а трое других — подследственные, 23 человека содержались более 6 месяцев).

На наш взгляд, повышение эффективности уголовного судопроизводства лежит в плоскости организации надлежащего процессуального контроля и надзора при осуществлении предварительного расследования. По нашему мнению, законодательное сужение полномочий прокурора, в части отсутствия у него права на возбуждение уголовного дела, и необязательное исполнение следователями его требований об устранении нарушений закона порождает на практике существенные проблемы. Всё это требует разрешения на уровне федерального законодателя.

Письма из исправительных колоний Уполномоченному приходят, практически, ежедневно. Обиды на жизнь и несогласие с решением суда, просьбы об условно-досрочном освобождении, о праве на жилье, особенно для сирот, но одним из самых проблемных в деятельности уголовно-исполнительной системы, на мой взгляд, остается оказание медицинской помощи осужденным. Проверки свидетельствуют о неукомплектованности медчастей врачами, средним медперсоналом, нехватке лекарственных препаратов, нередко приходится констатировать, что медпомощь оказывается несвоевременно и не в полном объеме. Все эти вопросы мы, Уполномоченные из субъектов РФ, ставим перед руководством Федеральной службы исполнения наказаний, часто по ним обращаются родственники.

И все-таки, для многих, особенно пожилых людей, источником раздражения является нарушение их прав в, так называемых, «присутственных местах» — очереди, неудобное время работы, грубость сотрудников там, где принимают коммунальные платежи, вызовы аварийных служб, настойчивое со стороны банков, операторов сотовой связи, навязывание дополнительных услуг, бесцеремонность водителей маршруток, такси, нарушение прав потребителей, несоблюдение законности и правопорядка по месту жительства людей — это и беспокойные соседи, и выгул домашних животных, и самовольные парковки, и работа питейных заведений в жилых комплексах, подчас за этим стоит слабая работа участковых инспекторов полиции, либерализм административных комиссий муниципалитетов и полное отсутствие спроса со стороны руководителей с чиновников присутственных мест за качественное, компетентное, вежливое предоставление услуги конкретному человеку.

Необходимо отметить, что вышеназванные проблемы разрешались в рамках межведомственного взаимодействия с другими структурами, благодаря скоординированным и оперативным действиям и статусу Уполномоченного. И сегодня я хотел бы искренне поблагодарить членов Правительства, депутатов областного Совета, руководителей муниципальных образований, территориальных органов Федеральных структур за понимание, взаимопомощь и поддержку при восстановлении нарушенных прав жителей области.

В 2019 году мы видим свою задачу в том, чтобы всячески содействовать реализации масштабной программы социально-экономического развития нашей области на ближайшие шесть лет во всех ключевых направлениях экономической и социальной сфер, главная цель которой — улучшение качества жизни орловцев. Это 48 региональных проектов, являющихся составной частью 12 нацпроектов.

В целом же, нам предстоит активизировать все структуры гражданского общества, действовать сообща в интересах жителей области, больше проявлять инициативы и координации своих планов, активизировать работу общественных представителей Уполномоченного в муниципальных образованиях.

Спасибо за внимание!